Ануфриева Дарья Михайловна, воспитатель МАДОУ Детский сад №14 «Ласточка» г. Бирска
Консультация педагога-психолога для педагогов "Кейс-технологии в образовательном процессе ДОУ".Кейс-технологии в образовательном процессе ДОУ Составила: педагог-психолог Кондратьева Т. М. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому нередко вместо дамской сумочки педагогу приходится держать в руках объемный педагогический кейс Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Сейчас метод наиболее широко используется в менеджменте, математике, экономике, медицине и юриспруденции и педагогике. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблем. Я предлагаю Вам принять участие в практикуме по освоению Кейс-технологии и применению ее в работе с дошкольниками. Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Таким образом, это соответствует требованиям к образованию обучающихся любого возраста сегодня. Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Но в кейс-методе проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни. Кейс-метод не предлагает проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Рассмотрим например Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа) Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета. Продолжение формирования культуры общения. Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни. ТЕКСТ Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа. - Юру позовите. - Юры нет дома. А с кем я говорю? - Ну ладно, потом позвоню. Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей. · Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным? · Почему? · Умеет ли Владик разговаривать по телефону? · О каких правилах речевого этикета забыл мальчик? · Предложите свой вариант разговора по телефону. Цель педагога не добиться правильного ответа, а побудить к активному поиску, к коммуникации и принятию взвешенного решения. Педагог помнит правило о том, что самостоятельно найденный, доказанный, разделенный с другими ответ с большей долей вероятности станет внутренним правилом самого ребенка. Что может содержать кейс? Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты) Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи. Для того, чтобы создать кейс нужно: 1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям. 2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»; 3. Определение контекста; 4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора и анализа материала; 5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации; 6. Описание и редактирование кейса; 7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации. В дошкольном детстве рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяем следующие формы: I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей). Можно применять следующие кейсы: 1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения; 2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике; 3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы. II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Применяются следующие кейсы: 1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек, шмель, плачущий малыш); 2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться.. 3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш. 4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение. Этапы работы с кейсом разных видов следующие: - Первый этап: подготовительный. - Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска. - На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников. - Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать. - На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания. Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах. Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Вводный Воспитатель предлагает детям рассмотреть фото. Дети рассматривают фото. Принимают ситуацию. Мотивационный - Что девочка делает на фото? (предлагает сформулировать проблему) - Что девочка не учла, переходя дорогу в данном месте? - Каковы могут быть последствия данного поступка? - Девочка нарушает правила дорожного движения. Переходит дорогу в неположенном месте.
- Девочка может попасть под машину. Поисковый (обсуждение проблемы) - Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации? Думают. - Переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора. - Переходить дорогу со старшими братьями или сестрами, держась за руку, по пешеходному переходу, на зеленый свет светофора. - Переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу. - Если рядом нет родителей, попросить помощь у инспектора ГИБДД. Аналитический - Вы предложили много ответов. Давайте выберем чей-то один, тот, который кажется правильнее всех на ваш взгляд. Дети выбирают один ответ. Итоговый (решение кейса) - Ребята, озвучьте ответ, каким образом девочка сможет безопасно перейти дорогу. - Почему вы выбрали именно этот вариант? Дети озвучивают наиболее правильный ответ, по их мнению. Рефлексивный - Дети, а как бы вы поступили, если оказались в такой ситуации? - А чтобы не попадать в такие ситуации, что нужно знать? Дети называют варианты моделей своего поведения в подобной ситуации. Ответы детей.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде. Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации. - Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему. - Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками. - Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса. Вывод: Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Список литературы 1/ Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16. 2. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru 3. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1 4. ШимутинаЕ.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе 5.http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации 6. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии 11 августа 2020 в 12:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.