Ануфриева Дарья Михайловна, воспитатель МАДОУ Детский сад №14 «Ласточка» г. Бирска

Консультация педагога-психолога для педагогов "Кейс-технологии в образовательном процессе ДОУ".

Кейс-технологии в образовательном процессе ДОУ

Составила: педагог-психолог Кондратьева Т. М.

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому нередко вместо дамской сумочки педагогу приходится держать в руках объемный педагогический  кейс

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.

Сейчас метод наиболее широко используется в менеджменте, математике, экономике, медицине и юриспруденции и педагогике.

В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик..

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблем.

Я предлагаю Вам принять участие в практикуме по освоению Кейс-технологии и применению ее в работе с дошкольниками.

Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Таким образом, это соответствует требованиям к образованию обучающихся любого возраста сегодня.

Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Но в кейс-методе проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни.

Кейс-метод не предлагает проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. 

Рассмотрим например Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)

Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.

Продолжение формирования культуры общения.

Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

ТЕКСТ Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

- Юру позовите.

- Юры нет дома. А с кем я говорю?

- Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей.

· Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

· Почему?

· Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

· О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

· Предложите свой вариант разговора по телефону.

Цель педагога не добиться правильного ответа, а побудить к активному поиску, к коммуникации и принятию взвешенного решения. Педагог помнит правило о том, что самостоятельно найденный, доказанный, разделенный с другими ответ с большей долей вероятности станет внутренним правилом самого ребенка.

Что может содержать кейс?

Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)

Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи.

Для того, чтобы создать кейс нужно:

1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.

2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

В дошкольном детстве рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяем следующие формы:

I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей).

Можно применять следующие кейсы:

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Применяются следующие кейсы:

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек, шмель, плачущий малыш);

2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться..

3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.

4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.

  Этапы работы с кейсом разных видов следующие:

- Первый этап: подготовительный.

- Знакомство детей с ситуацией. Фиксация  их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

- На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.

- Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

- На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

 Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах.

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей    

Вводный Воспитатель предлагает детям рассмотреть фото. Дети рассматривают фото. Принимают ситуацию.    

Мотивационный

- Что девочка делает на фото? (предлагает сформулировать проблему)

- Что девочка не учла, переходя дорогу в данном месте?

- Каковы могут быть последствия данного поступка? - Девочка нарушает правила дорожного движения. Переходит дорогу в неположенном месте.



- Девочка может попасть под машину.    

Поисковый (обсуждение проблемы) - Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации? Думают.

- Переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.

- Переходить дорогу со старшими братьями или сестрами, держась за руку, по пешеходному переходу, на зеленый свет светофора.

- Переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу.

- Если рядом нет родителей, попросить помощь у инспектора ГИБДД.    

Аналитический - Вы предложили много ответов. Давайте выберем чей-то один, тот, который кажется правильнее всех на ваш взгляд. Дети выбирают один ответ.    

Итоговый (решение кейса) - Ребята, озвучьте ответ, каким образом девочка сможет безопасно перейти дорогу.

- Почему вы выбрали именно этот вариант? Дети озвучивают наиболее правильный ответ, по их мнению.    

Рефлексивный - Дети, а как бы вы поступили, если оказались в такой ситуации?

- А чтобы не попадать в такие ситуации, что нужно знать? Дети называют варианты моделей своего поведения в подобной ситуации.

Ответы детей.  


Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.

- Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.

- Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.

- Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.

Вывод: Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.


Список литературы

1/ Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

2. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

3. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

4. ШимутинаЕ.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе

5.http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

6. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии

11 августа 2020 в 12:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.