Ануфриева Дарья Михайловна, воспитатель МАДОУ Детский сад №14 «Ласточка» г. Бирска
Консультация педагога-психолога для педагогов "Изотерапия в работе педагога".Изотерапия в работе педагога. Составила: педагог-психолог Кондратьева Т. М. Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество. Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изотерапия - один из эффективных инструментов в педагогической и психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. Нельзя не согласиться с Л.Д.Лебедевой, которая указывает, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка. Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.). В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми. Большинство детей, которые приходят в детский сад, имеют отклонения в развитии соматической, сенсорной, речевой и психологической сфере. Тренировка движений пальцев и кистей рук в изобразительной деятельности является важнейшим фактором развития речи ребенка; способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребенка. А так же ими было отмечено, что каждый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности, потому что они рождаются с творческими задатками, которые, к сожалению, со временем затухают. И чтобы это не произошло необходимо поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества. А так же изобразительная деятельность положительно влияет на эмоционально-личностную сферу ребенка. Изотерапия: - Создает положительный эмоциональный настрой в группе. - Способствует творческому самовыражению, развивает воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычных предметах окружающей действительности, способность нестандартно мыслить, образное мышление, память, внимание, тактильные ощущения, зрительно-моторную координацию, любознательность, наблюдательность. - Развивает чувство внутреннего контроля, саморегуляцию. - Развивает эмоциональную сферу детей, формирует адекватную самооценку, способствует снижению эмоционального и мышечного напряжения, снятию негативных эмоциональных состояний (страхов, агрессивности, негативизма). Техники рисования: • рисование пальчиками; • рисование ладошкой; • оттиск печатками из картофеля; • оттиск поролоном; • оттиск смятой бумагой; • восковые мелки (свеча) и акварель; • монотипия предметная; • монотипия пейзажная; • цветной граттаж; • кляксография обычная; • кляксография с трубочкой; • кляксография с ниточкой; • набрызг; • отпечатки листьев Цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. «Разноцветные листы» Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности. Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим. «Рисунок глиной» Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения. Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу). Тема рисунка может меняться. «Свободный рисунок в круге» Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение. Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга) «Водный салют» Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры. «Мелки – наперегонки» Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния. Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе «Разноцветные камушки» Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения. Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет. «Семья» Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями. Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, Мой страх» Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения. Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога. Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро. Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.
1. Использование изотерапии в психопрофилактической работе ... www.resobr.ru/materials/49/29953/ 2. Применение изотерапии в работе педагога-психолога с детьми ... pedportal.net/.../laquo-primenenie-izoterapii-v-rabote-pedagoga-psihologa-s- detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-raquo-418209 3. Консультация для педагогов " Изотерапия в работе педагога ... pedportal.net/.../konsultaciya-dlya-pedagogov-quot-izoterapiya-v-rabote- pedagoga-quot-izoterapiya-v-rabote-pedagoga-nbsp- 4. Изотерапия в работе с дошкольниками dohcolonoc.ru/.../3088-izoterapiya-v-rabote-s-doshkolnikami.html 5. Использование изотерапии в коррекционно-развивающей работе dou89thebest.edu.tomsk.ru/.../Ispolzovanie-izoterapii-v-korrektsionno- razvivayushhey-rabote-pedagoga-psihologa-s-detmi-d... 11 августа 2020 в 12:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.