Ануфриева Дарья Михайловна, воспитатель МАДОУ Детский сад №14 «Ласточка» г. Бирска

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ДЕТСТВА.

   Правильно вырастить и воспитатьребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий.Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУсталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшегодошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетиеназад.

Отсюда можно выявить триосновных проблемы современного общества, которые, так или иначе, отражаются надетях, в их игровой деятельности, общении между собой и с родителями.Сегодня, происходящие в мире социально-экономическиеизменения актуализировали стремительное развитие информационных технологий,науки и техники в целом.  «Техносфера» – это термин, который чаще всегоупотребляют при описании современной цивилизации, уровня развития техники инаучных методов преобразования действительности, определяющих основной фактор развитияобщества. Можно смело говорить, что сегодня в каждой семье имеется компьютер,ноутбук, планшет, смартфон, игровые приставки и другие разновидности гаджетов.Отсюда проблему номер один можноопределить как: сокращение времени дляобщения родителей с детьми.

Опорой иподдержкой воспитателям, в введение в мир детей, должны быть родители. Недаромсуществует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа совзрослыми». Разрушение и кризис семьи, низкийуровень нравственной культуры большинства современных родителей. У многих родителей отсутствует такое понятие, как«ответственность» за воспитание своего ребенка. Поистине вспомнишь слова В. Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!».  Ускоренный ритм жизни,желание заработать побольше денег, нехватка свободного времени – вот основныепричины упадка семейных ценностей.  Родители слишком раножелают видеть своего ребенка самостоятельными, отсюда ребенок часто остаетсяпредоставлен сам себе, с ним некому из взрослых пообщаться, поиграть, сходитьпогулять. Бывает, что ребенка некому забрать вечером из детского сада, так какродители пропадают на работе, а бабушки и дедушки живут в другом городе. Тогдавыручают платные няни, подруги, которым, по большому счету, чужие дети ненужны. И, самое обидное, и самому ребенку и воспитателю, что все это понимают,а помочь ничем не могут.

Еслигаджеты занимают все сознание ребенка, то можно говорить о формирующейсязависимости. Тесное общение ребенка с родителями отодвигается на второй план,ребенок предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребенок незнает чем себя занять в свободное время, игрушки его мало интересуют, нетстремления общаться со сверстниками. В компьютерных играх преобладаютненатуральная яркость цветовой гаммы, громкая возбуждающая нервную системумузыка, многократный повтор действий, малоосмысленное продвижение вперед собязательным преодолением всех препятствий. Такие игры современных детей нетребуют умения разговаривать, договариваться и сотрудничать.

Отсюда проблему номер два можно обозначить, как утрату социально-нравственных ориентиров. Это вызвано, преждевсего, тем, что современное российское общество столкнулось с проблемойбездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающегопоколения. А ведь социально-нравственное развитие и воспитание дошкольников -основа всех основ. От того, что вложили родители и педагоги в ребенка вдошкольном возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, какбудет строить свои отношения с окружающим миром. Замечательные краткие иемкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи,явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте –родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимовкладывать более глубокий смысл в эти слова. Все чаще невольно приходиться слышать из уст детей и подростковкрайне неуважительные и обидные слова в адрес родителей, учителей, пенсионерови просто прохожих. Мне кажется, что современная молодежь несколько большеозлоблена, равнодушна к окружающим людям, их чувствам. Чтобы не допуститьупадка нравственности общества, нужно в первую очередь, обратить внимание насовсем маленьких детей – дошкольников, постараться не упустить благодатноевремя воспитание их чистых душ, вложить в них и попытаться сохранить все самоесветлое, лучшее, накопленное человеческим опытом.

Немаловажнойпроблемой сегодня является проблемаполитической направленности. Государство,призванное выполнять важную функцию в просвещении и воспитании людей, не имеетсегодня четкой идеологической позиции и позволяет властвовать суррогатам ипродуктам западной массовой культуры. Средства массовой коммуникации иинформации призваны выполнять функцию не только информативную, развлекательную,но и воспитывающую, просветительскую. А с экранов телевизоров мы смотримамериканские блокбастеры и китайские мультфильмы с непроизносимыми именамигероев, и непропорциональными формами тела, а на витринах магазинов мы вогромном количестве видим и покупаем детям, по их просьбе,роботов-трансформеров и Барби-зомби. Навязывание таких игрушек на прилавкахмагазинов, вызывает у многих людей, думающих о настоящем и будущем своих детей,настороженность и опасение.

Актуальностьвышеобозначенных проблем можно объединить в одну большую проблему - проблемусоциально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современноммире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразныхисточников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативногохарактера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувстваребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемысоциально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

В утвержденный приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации

от 17 октября 2013 г. N 1155 федеральныйгосударственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования включенряд обязательных требований к дошкольному образованию, которые основаны наосновных принципах:

1) поддержка разнообразиядетства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа вобщем развитии человека, понимание того, что происходит с ребенком сейчас, этотпериод есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий игуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законныхпредставителей), педагогических и детей;

3) уважение личностиребенка;

4) реализация Программы вформах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в формеигры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческойактивности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Предложенныеварианты решения существующих проблем тесно вплетаются в образовательнуюпрограмму дошкольного образования согласно ФГОС.

Путирешения обозначенных выше проблем я вижу в объединении усилий и единстве целейи задач между родителями и педагогами в социально-нравственном воспитаниидошкольников, которые учатся жить в настоящее, быстро меняющееся время. Именнона дошкольном этапе детства закладывается основная база развития человека. Икакими взрослыми людьми станут сегодняшние дошкольники, напрямую зависит отсовместной ежедневной работы родителей и педагогов.

Одним из важных моментов воспитания, является выбордоверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологиисотрудничества,педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новыеценности образования, особенно актуальны. На первый план выдвигаются технологииличностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделяхорганизации образовательного процесса – совместной деятельности педагога идетей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подходк ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на созданиеблагоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом вобучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний иумений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых длядальнейшего обучения и развития.

 В условиях ДОУ в совместной деятельностивоспитателя с детьми, независимо от проведения непосредственной организованнойдеятельности уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевымиграм с расстановкой приоритетов социальных, нравственных, семейных ценностей.

Включить вобразовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты.

Длясплочения детей, родителей и педагогов-наставников в социально-коммуникативномобучении и воспитании старших дошкольников.

- Семейныепрогулки выходного дня, с посещением кинотеатров, музеев, выставок.

- Совместныечаепития в группе детского сада, где можно поделиться разными секретами: отлично подобранных приемов и «рабочих фраз» при столкновении  с детскимикапризами и истериками, до красиво оформленных и аппетитно поданных простыхблюд для детей-малоежек.

Работу с родителями, как для проектной, так и других видахдеятельности, можно использовать в нетрадиционной форме общения. Порой, из-занехватки свободного времени, у родителей и воспитателей нет возможностиостановиться, поговорить, обсудить возникающие вопросы и проблемы дошкольника.Поэтому приходится искать другие пути общения с родителями.

        Современная система воспитания можетбыть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогическихусловий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательногопроцесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственногопатриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитаниедошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактикпедагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения впрактику дошкольных образовательных учреждений.

 

Литература

1.Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений.- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр.- 2011. - 259с. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике.

2.Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития ивоспитания гражданина России - М.: Просвещение, 2010.

3.Коломийченко Л.В. Дорогоюдобра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социальноговоспитания дошкольников.  – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с

9 августа 2020 в 15:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.